Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №7 - запуск и обкатка | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home
t3

Коленвал "Поршень" 88мм. Часть №7 - запуск и обкатка

Оно живое!!!
Мотор собран, вкинут в раму, масло залито... Запуск!
Ну запуск же!
Ну блин... запуск!
Принципиально хотелось завести с кика. Минут 5 пришлось прыгать, но в итоге двигатель завёлся. Подстроил карбюраторы - отсинхронил и чуть забогатил ХХ. Для К68 не помешает совершенно.

в предыдущих сериях:
Часть №0 - расчёты
Часть №1 - заказ
Часть №2 - знакомство по фотографиям
Часть №3 - то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет...
Часть №4 - суём и плачем
Часть №5 - список доработок
Часть №6 - сборка

Первые 5 минут работал на ХХ. Заглушил, дал остыть. Потом ещё 10 минут, и снова остывание. Повторный запуск, кстати, - намного проще. Чувствуется, как возрастает сопротивление на кике. А вот холостые почему-то падают - пару раз приходилось подкручивать винты количества. Но прихвата быть не должно - цилиндры расточены с зазором 0,1 и прошли обкатку. Правда, это было до меня...

В третий раз завёлся с первого пинка. Пинок, кстати, нужен энергичнее, чем на 750сс - чувствуется увеличенная степень сжатия.
Звук... Вроде бы не сильно изменился. У меня сняты глушители, оставлен только резонатор.. На уши не давит. Значит, банки накидывать пока не будем.

Осторожно тронулся. Должен признать, не с первого раза - несколько раз пришлось подстраивать преднатяг троса сцепления, т.к. с диафрагмой это всегда лотерея.
Тем не менее, оно крутится и может ехать. А это вселяет некоторый оптимизм.

Обкатка
Обкататься решил поездкой в Москву. Дорога туда - около 700 км. Примерно на середине обратного пути можно сменить масло и ухххх как навалить! А до того - строго не выше 3500 об/мин.
Традиционная первая заправка в Чудово (до неё от выезда из СПб ровно 100 км) показала увеличившийся на 10% расход бензина. На этом участке обычно было 7,5, а теперь - 8,3 литра. Будем надеяться, что это обкатка так влияет.

Даже пожалел, что воткнул Уктус, а не Саруманку. Несколько... Да не несколько, очень даже много раз ловил себя на том, что стрелка тахометра приближается к 4 тысячам. На Саруманке можно было бы запрограммировать отсечку, и не следить за тахометром.
Но примерно к Твери научился тому, к чему так долго стремился, и от чего меня старательно отучал мотор 750сс - переключаться раньше, чем стрелка перевалит за 3500.

И да узрел Охламон, что сие есть круть несусветная!
И вот обкатка завершена. Поехали!
Первые ощущения - двигатель по сравнению с 750сс эластичнее и приёмистее. На 1й передаче тянет очень резво и провоцирует на динамичный разгон.
Разрыв между 1 и 2 передачами в вояжьей КПП несколько охлаждает пыл, но так и тянет воткнуть вторую пораньше - не на 4300-4500об/мин, а на 4000-4200. Или даже ещё раньше...
Экспериментально установил, что приемлемо тянуть двигатель начинает примерно с 2200-2400 об/мин, т.е. 4я передача с девяткой в редукторе вполне себе может начинаться с... 75-77 км/ч! Это всё, конечно, очень субъективно и основано на ощущениях от жопометра, но разница всё же ощущается даже невооружённой жопой. :-)
Двигатель не "тухнет", и стабильно тянет.

Но есть один минус. Несколько раз в меня пытались перестроиться, чего не случалось о-о-очень давно. Первые пару раз решил, что звёзды так сошлись, но к третьему разу задумался. Потому что это начало становиться закономерностью.
Если ехать на высшей передаче, выхлоп звучит сильно тише даже при отсутствии банок. И заметность на дороге сильно снижается. Заодно обнаружил, что на левом пульте подзакисла кнопка клаксона - в первый раз он не сработал. Неудивительно - всё же не пользовался несколько лет... Не было повода.
На всякий случай почистил. И начал приучать себя держать палец на клаксоне, когда иду в мёртвой зоне зеркал автомобиля, идущего в соседней полосе.

Первые тысячи
Накатал 5000 на удивление быстро, буквально за полтора месяца. Разок скатался в Москву, разок - в Поволжье, ежедневно - на работу... Субъективно - ехать приятно. Обгоны на 82*88 по сравнению с 79*78 стали динамичнее, на 4й передаче вполне себе можно разгоняться и ехать на подъём. Переключаться на 3ю приходится либо при въезде в нас.пункт, либо если догоняю какого-нибудь тихохода, и приходится за ним плестись. Раньше для динамичного обгона приходилось всё же спускаться на 3ю. Разгон на 4й был довольно вялый, и на 4й можно было только размеренно катиться по прямой или в небольшой подъём.

Удивился, когда обнаружил, что замедление при торможении двигателем стало также более динамичным. Полагаю, сказывается увеличившаяся степень сжатия и, соответственно, повышенные энергозатраты на принудительное вращение двигателя.

Скатался на ДрОп-23. Впервые в жизни видел Бена на Вояже. Заодно снял замечательные кадры замечательного человека на замечательном мотоцикле.
(здесь планировалось видео, я прилеплю его обязательно, но чуть позже)

Первые проблемы
Обнаружил отпотевание масла из-под правого цилиндра. Ну блин... Понятно, что две прокладки априори держат хуже, чем одна, но я всё же надеялся... Ну и ладно. В следующий раз попробую промазывать картон герметиком.

Расход всё же подрос. Плюс 5% по трассе, плюс 10% в городе. Примерно 7,8 и 10,5 литров соответственно. К68 дают о себе знать, да... И если за городом это более-менее оправдано (средняя скорость на всех ранее изведанных участках выросла примерно на 10...15%), то в городе - совсем уж ни в какие ворота. Надо с этим что-то делать, ибо зелёная сволочь тянет свои перепончатые лапки к горлу. Забогащённый ХХ - удобно, конечно, ибо хорошая приёмистость и отсутствие провалов, но, сцуко, дорого...

И обнаружил ещё одну неприятную особенность.
Из-за того, что в городе начал раньше переключаться и дольше ездить на высшей передаче, ибо тянет, средние обороты двигателя снизились. А лампы накаливания в фаре и габаритах (включены постоянно, суммарно 7А), поворотниках (не постоянно, конечно, но поворотники чаще всего включены, когда двигатель работает на ХХ, суммарно 4А) и зажигание (до 5А) - они никуда не делись.
И появился недозаряд, ибо баланс заряда-разряда сместился в сторону разряда.
Надо будет с этим что-то сделать... А пока примерно раз в месяц дозаряжаю аккумулятор, когда замечаю, что свет начинает притухать при включении аварийки.

Расходники
Бензин: АИ-92. Пробовал лить 95, разницы не заметил ни в работе мотора, ни в динамике, ни в расходе. А если нет разницы, то зачем нам тётя Ася?

Масло: LM 10w-60 автомобильная синтетика. За годы эксплуатации уральского мотора пришёл к выводу, что в воздушнике лишняя горячая вязкость - не лишняя. Давление в системе никакое, так что на прокачиваемость она не повлияет, а более толстая масляная плёнка в зазорах при прочих равных - только на руку. Да и привык уже к чистому изнутри двигателю - оно практически не оставляет отложений даже около выпускных клапанов.
Почему автомобильное? Потому что не вижу смысла лить в двигатель с сухим сцеплением мотомасло, предназначенное для мокрого сцепления, когда во-первых, масло содержит меньше антифрикционных присадок, а во-вторых, дороже.
Расход масла, кстати, тоже не очень приятно удивил. 150-200 мл на 1000 км. Возможно, кольца всё же стоило поставить новые...

Масляный фильтр: полнопоточный Champion F306 или его аналоги (Mann W67/1, Mahle OC575, HiFlo 303)

А примерно к 8й тысяче на холостых начал прослушиваться лёгкий стук. Первыми под подозрение попали пальцы ВГШ, так как в их качестве я не уверен. Но вскрывать двигатель в начале сезона очень не хочется. Хотя и любопытно.

Продолжение следует...

PCDeath
VampirY's picture

Чем бы дитя не решилось, а оппозитчик все мечтает о "литре" ))))

Кстати, а что там таки за подшипник в НГШ?

PCDeath's picture

И ты, Брут... :-)
Вообще "литр" мне не особо нужен был, мне интересно было покататься на "паровозе" 79*88. Но не захотел резать гильзу, и вот пришлось ставить 82*88

А кто его знает, что там за подшипник... Подозреваю, что роликовый. :-)
Когда укатаю вал, распилю его и поглядим.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

kandid's picture

Удивился, когда обнаружил, что замедление при торможении двигателем стало также более динамичным.

Это увеличились "насосные потери" что в целом уменьшает индикаторный КПД ДВС. Уменьшенный кпд это не гут.

Springer's picture

А без этого ни как. Сравни запуск с хода полтинника -стодесятого мотора и полтора литра. Разница ого-го как ощутима! Но по суммарной отдаче, всё равно, большой мотор мощнее.
Это как и с наддувными моторами, когда механический нагнетатель сжирает больше трети мощности мотора! Но по итогу, отдача всей установки ощутимо выше безнаддувного

PCDeath's picture

Каждый из вас прав. Просто вы говорите немного о разном.
Ты - про мощность, которую можно снять с двигателя, а kandid - про КПД.
Насосные потери действительно влияют негативно, и при прочих равных двигатель с меньшими насосными потерями при той же отдаваемой мощности будет экономичнее.

Но с kandid я не согласен в одном.
Если рассматривать двигатель как "вещь в себе", то всё правильно.
Например, поставить голый двигатель на стенд, покрутить его, и замерить мощность, необходимую для принудительного вращения двигателя на различных оборотах.

Если же вспомнить, что при принудительном вращении на торможении двигателем дроссельные заслонки закрыты, то надо принимать во внимание ещё и впускной тракт до головы. И всё становится "не так однозначно".
Двигатель большего объёма требует... Больший объём воздуха в единицу времени при той же скорости вращения! (открыл Америку, да).
Двигатель с большей степенью сжатия при наполнении <100% создаст большее разрежение на такте впуска.

А теперь можно прикинуть, какое там наполнение на каких-нибудь 3 тысячах при закрытой дроссельной заслонке... Что-то мне подсказывает, что примерно никакое.
Соответственно, при одинаковом впускном тракте по сравнению с 750сс СтСж 8,6 двигатель 930сс СтСж 9,8 априори должен иметь большие потери на принудительном вращении при закрытой заслонке. Поэтому ускоренное замедление не обязательно свидетельствует о возросших насосных потерях на рабочих режимах, на которых двигатель отдаёт мощность, а не потребляет.

Но, конечно, снизить потери я не против совершенно... Ибо КПД напрямую влияет на расход :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

interceptor's picture

Ээмммм. Чтото вспомнилось...
При закрытой ДРОССЕЛЬНОЙ заслонке и принудительном холостом ходу под поршнем образуется разряжение что не настолько сильно эффективно для торможения двигателем, чем избыточное давление.
Для торможения двигателем как раз таки впуск открытым оставляют(дизель) но закрывают выпуск и двигатель начинает работать как компрессор.

ПС. Про эффективность ДВС рассказы считаю бесперспективными в отношении нашего родного оппозита ибо изменить мы особо сильно ничего не можем.
Считаю, гораздо эффективнее облегчать вращающиеся и движущееся возвратно-поступательно детали чем считать насосные потери.

_Илья_'s picture

В дизеле впуск открыт всегда и чтобы увеличить эффективность торможения двигателем придумали закрывать выпуск заслонкой. И тогда, да, работает как компрессор - впуск открыт, на выпуске подпор. На бензиновым двигателе такое не пройдёт, т.к. впуск закрывается и напор создавать нечем.
Кстати,все объёмные, да и центробежный напорные машины запускаются с закрытым впуском - для уменьшения нагрузки. Нагрузка увеличивается при увеличении прокачеваемого объёма воздуха.

Dnepr_1186's picture

У меня с коляской трасса удалось подбором жиклеров снизить расход до 7-7.5, сразу было литров 9, был расстроен. По сравнению с666 мотром расход вырос на литр где-то

PCDeath's picture

А какая трансмиссия, какие карбы, какой фильтр, какие жиклёры? Требую подробностей! :-)

UPD:
Если трансмиссия осталась та же самая, что описана в статье (так и не понял, восьмёрку или девятку оставил? Первые 3 передачи - сток? Первая 10/36 или 9/37? ) и карбы (PWK32? Жиклёры?), то любопытна средняя скорость, с которой ездишь, и какой фильтр используешь. Потому что 7,5 с коляской - это прямо зависть. :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Dnepr_1186's picture

Трансмиссия 4я ускоренная 1.13 + девятка в редукторе. Тянет прекрасно. 1я обычная. В итоге это примерно тоже самое на 4й передаче что со сток КПП и десяткой в редукторе (даже больше +36% , с десяткой +33%)
Крейсер 80 максимум 90. Не люблю большие скорости на колясыче. По оборотам 90кмч у меня 3250 об примерно.
Карбы пвк34 но я думаю можно и 32. Гтж уменьшил постепенно с 140 до 115. Думаю можно и 110попробовать.Карбы работают без провалов, даже при обеднении топлива на режиме хх. Свечи всегда коричневые даже после долгой работы на хх. Фильтр стоит от ваз укороченный в родную кастрюлю.
По тяге, даже в такой конфигурации можно трогаться с 4й хоть и с дрожью двигателя, но вытягивает и далее уверенно разгоняется(это конечно не хорошо но был просто эксперимент). Максималка осталось такой же с коляской максимум в районе 120. Но пока с этим не разбирался, меня это не напрягает

gromozzeka's picture

я ждал видео. ну как так? :(
Ты на истрёж приедешь? на нем?

PCDeath's picture

Видео обязательно будет, но ему надлежит быть отредактированным - цифровая гигиена, всё такое... :-)
На летний Истрёж - точно нет, ибо в это время буду тусить на берегу Ладоги. На осенний - вполне возможно...

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

BuffoG's picture

Следующий этап - это инжектор?
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

PCDeath's picture

Нет, следующий - задний ход в КПП с вояжьими передаточными. Моя коробка уже некисло так воет и течёт как сучка из овального отверстия под ползун. Раз уж всё равно перебирать, то надо внедрить ЗХ.

Но инжектор тоже в планах, да...

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

zubnik's picture

Как начнёшь делать задний ход в Вояжью кпп сделай акцент на требуемый объём переделок, будь добр. Сам давно мечтаю об этакой переделке.

Artegro's picture

Отлично , я только не понял у тебя вояж с коляской и таким расходом?

Dnepr_1186's picture

Вроде как одиночка

PCDeath's picture

Был бы колясыч, расход был бы оправдан. Но нет, корыто не таскаю. :-)

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Artegro's picture

Тогда странно, при условии езды в таком же режиме что и раньше а то и уменьшении оборотов расход должен был остаться таким же , а то и меньше так как выросла СС , то есть эффективность сгорания топлива... , скорее всего все должно решиться настройками карбов

PCDeath's picture

В том и дело, что режим изменился.
Средняя скорость по трассе увеличилась, т.к. мне реже приходится плестись за тихоходами.

А в городе - во-первых, разгоны стали динамичнее. Провоцирует, собака... А во-вторых, средние обороты движения снизились, но потребление на ХХ никуда не делось. Сдаётся мне, именно ХХ и пожирает мои кровные...

Причём ХХ в основном даже не стоячий, а принудительный, на торможении двигателем. Потому что большее разрежение высасывает через тот же жиклёр больше топлива.

Думаю в сторону ЭПХХ, если руки до инжектора не дойдут. А пока приучаю себя ездить накатом и реже использовать торможение двигателем. Посмотрим, как отразится на расходе.

Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека

Dnepr_1186's picture

Как говорил многом известный карбюраторщик Наиль Порошин что регулировка качества винтом хх влияет на расход на плюс минус напёрсток. И я с ним согласен. Через канал хх , а тем более через мизерный жиклер не протащить так много топлива чтобы это ощутимо повлияло на расход.

Artegro's picture

Из личных наблюдений , PWK32 есть проблемы в переходном режиме с малым открытием ручки газа, возможно косяк именно моих карбов, в отличие от pz-30 расход вырос с 5.5 до 6 , для нормальной работы на малом газу пришлось забогатить хх (пол оборота винта качества) иглы на предпоследнем делении в низу, может в твоем случае стоит тоже покапать в эту строну.
Пока решение для себя вижу увеличение жиклеров хх, чтоб винт качества открыл больше обходной воздушный канал , что даст опуститься дросселю ниже и не влиять так сильно переходной системой на качество смеси хх , пока дроссиля подняты почти на максимально возможную высоту и хх при этом под нагрузкой генератора 500.

Как говорят система эпхх экономить до 10% ... так что может имеет смысл но имхо на мотокарбах громоздко и излишне сложно или ставить карб солекс..

Про потребление на хх, сколько смеси у тебя попадает в цилиндры? по сути столько чтоб крутить механизм крипошипа поршней и грм (иногда навесного) с определенными оборотами про сжимание сильно разряженной смеси на умолчу . там хорошо если будет хотя-бы одна атмосфера , что у тебя изменилось .. из всего по сути только рабочий ход поршней на 11,2%
то есть по сути у нас на 11,2% выросли потери только движение поршней и всасывание (но всасывание компенсируется большей СС) . давай возьмем грубо на ХХ потребление смеси выросло на 11%
Теперь самый важный вопрос , какой процент времени мотор работает на хх (принудительный или нет это не важно) в цикле езды, 50 процентов времени, то есть получаем увеличение потребления из за хх всего на 5,5% максимум.

Далее по идеи у тебя снизились обороты двигателя и ты стал переключатся раньше на повышенные , в теории это должно дать экономию так как меньше обороты , меньше совершаемая работа в единицу времени, но тем самым ты можешь вываливаться из планки максимального момента что будет требовать большего открытия газа и как следствие вырастет расход . хотя мы вроде и снизили обороты. В твоем случае это может компенсироваться изменением геометрии и быть по ощущениям незаметно, а двигу тяжно может быть,

Проверить можно следующим , при переключении на высшую передачу насколько больше приходится открывать газ для поддержания той же скорости. (так находим точки максимально выгодного переключения) .

П.С.
Что б мот не провацировал разгоняться сними ветровик , мне вот быстрее 90 ехать просто тяжело, сдувает))

Альфард's picture

А подскажи мне, добрый человек, раз уж ты с PWK общий язык нашел, как победить мне тварь эту китайскую?)))
У меня стоят PWK34 на 900 кубковом моторе (88вал, 81поршни, днепроголовы. Если это важно)

На холостых нещадно богатит. Прям дымит дымом черным. ЖХХ стоит 32, самый маленький что нашел для него. Даже если вынуть винт качества смеси, всё равно дымит как тварь.

До этих карбов думал я что умею настраивать карбюраторы. Но это китайское исчадие меня победило. Может подскажешь чего дельного?

Artegro's picture

Прям что лезет в голову с ходу, обогатитель травящий, слишком высоко поднятые заслонки на хх (начинает сильно сосать бенз из поднятых игл) .
Если что давай отдельную тему мож лучше сделаем , чтоб тут не офтопить сильно.

По ощущениям строятся сложнее чем pz30 , близко к к68 ( на малом открытие и малом газу смесь одна, на среднем газу и средних оборотах другая), то есть полное ощущение как и с к68 что состав смеси сильно зависит от скорости всасывания двигателем. с pz30 такого нет, возможно вина всему размер диффузора.

Mr_Vlad's picture

С валами от вояжа это не езда, а мучение, с таким мотором тебе надо 3,6 2,3 1,56 1,0 и 9ку, причем трогаться можно сразу со 2й

_Илья_'s picture

Зачем тогда вообще первая передача? Чем больше объем двигателя, тем более "длинные" передачи можно использовать в трансмиссии. Даже стандартный ряд, с четвёртой 1,3 будет более предпочтительней, при меньшем передаточное числе в редукторе главной передачи.

Dragster's picture

Отличный конструктор! Будешь в столице, заезжай, прокатим на стенде. Благо, теперь есть свой.

Artegro's picture

Может касьян ради интереса на стенд загнать , худые 22 нижне-клапанные лошади мож и увидим )) .

Dragster's picture

Я боюсь, он прямо на стенде и развалится. Мне это ни к чему.

Artegro's picture

На стенде да, может, на стендах они такие.

Dragster's picture

Вот и загоняйте куда угодно, я такую технику брать не стану.

Troll's picture

Леха, когда ты уже повзрослеешь и от снобизма вылечишься?

Dragster's picture

Сработало). Я ждал).

Troll's picture

Рад, что он обманул твоих ожиданий;))

User login