Камуфляжная импровизация | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

Камуфляжная импровизация

«У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то»
Лао-Цзы

Два дня мы с Маринкой гнали автомобиль во Владикавказ, чтобы там скатить с прицепа нашего Гирю, – мотоцикл «Урал Гирап» цвета «лесной камуфляж», – и отправиться путешествовать по Грузии. Менялись за рулём, чтобы не заснуть – играли в города, иногда хватая налету подсказки дорожных указателей, разговаривали, читали друг другу вслух. Пространство перетекало во время, а время превращалось в пространство, и стрелка уровня топлива совершала очередной путь по небосводу прибора. Утром понедельника, строго по графику, завешанный багажом Гиря свернул на Военно-Грузинскую дорогу. Приобрели страховой полис, проскочили Верхний Ларс и встали в небольшую очередь к будке пограничного контроля Грузии. В папке с документами лежал план путешествия с подробным маршрутом, суточными пробегами и списком достопримечательностей.
фотка для oppozit.ru

***

– Пачэму ваш матацыкал камуфляжный цвэт? – в очередной раз спросил офицер с внешностью негодяя из мексиканского сериала. Уже полтора часа мы с Мариной сидели в его кабинете, вопросы повторялись по кругу: как зовут, где живёшь, кем работаешь, почему камуфляжный. Временами подолгу молчали. Иногда забегали сотрудники и быстро говорили что-то по-грузински, звонил телефон, заглядывали граждане с заискивающими лицами.

– Да я же не сам его красил, я купил его таким! Вот, смотрите, на сайте производителя, такой же цвет. Я же приезжал в Грузию на точно таком камуфляжном мотоцикле в 2013 году, посмотрите в базе, у вас же есть данные! – продолжил я этот кафкианский диалог и почему-то добавил: – А штаны у меня вообще в натовском камуфляже…

Снова зазвонил телефон. Офицер поздоровался, что-то молча выслушал, поставил штамп и протянул мне бумагу.

– В цэлах вашэй бэзапаснат вам запрэщон въезд в Грузия. Можэтэ абжалыват рэшэние в Министэрство внутрэнных дэл в Тбилиси.

– Да? И как я туда попаду? – ответил я и, уже обращаясь к Маринке, отчётливо и громко добавил: – Поехали в Абхазию. Вот уроды!

***

Два очаровательных осетинских дедушки на охраняемой парковке, где мы оставили автомобиль, были ужасно огорчены тем, что нас не впустили в Грузию, суетились и пытались нам хоть как-то помочь. Чтобы их утешить, подарили журнал и оставили скоропортящиеся продукты, а дедушки чуть ли не перекрестили нас на прощание: мы уезжали в ночь. Миновав кабардинские блок-посты и ставропольские степи, на второй день мы снова скатили колясыч с прицепа в Майкопе. Неизведанная дорога повела нас на юг через лесистые, кучерявые горы Адыгеи и зажиточные краснокирпичные посёлки: начиналось настоящее приключение без плана и графика.

Отобедав во вкусном и недорогом трактире «У Егора», мы продолжили путь, постепенно поднимаясь всё выше, подбираясь к невысокой гряде, за которой ждал неизбежный спуск к морю. Перед перевалом начался серпантин, асфальт сменился широким пыльным грейдером. Навстречу проехали несколько фур и туристический автобус.

– Как думаешь, Рино здесь понравилось бы? – спросила Маринка, вспоминая нашего южноафриканского друга и весенний поход по пустыне Кару, где мы как следует протряслись на праворульных "Уралах" по грейдерам и каменистым грунтовкам.

– Представляешь, я тоже о нём думаю!

За перевалом вновь начался асфальт и мы покатились вниз по красивой неширокой дорожке, которая петляла по склонам, перебегала с одной на другую сторону железной дороги, пересекала посёлки с птичьими названиями: Куринская, Индюк, Цыпка. Туапсе встретил нас заходящим солнцем; и мы нашли гостиницу в первой линии от пляжа, и отправились на прогулку по вечернему городу, и встретились наконец с Чёрным морем, сонно бормотавшим нам что-то в темноте.

***

Утром, расстелив полотенце на крупной гальке возле старой шины, я искупался в прохладной солёной воде с радужными разводами. Рядом шумел порт.

– Ну что, доедем сегодня до Гагры? – спросила Маринка.

– Поехали! Гостиницу будем бронировать?

– Да найдём что-нибудь на месте.

Гиря весело наматывал на карданы километры знаменитого сочинского серпантина, и сто пятьдесят километров растянулись на пять часов. Иногда обгоняли дымящие, ползущие в гору тяжёлые «КАМАЗы», справа сквозь сосны приветливо поблескивало море, мимо проносились знакомые, забавные указатели: Глубокая Щель, Лоо, Верхнее Буу. Обогнули Сочи с севера и по прекрасным олимпийским магистралям прилетели в Адлер. Пограничники обрадовались нашему колясычу как дети; удовлетворив их любопытство, мы оказались на абхазской земле и по шоссе высоко над морем помчались дальше на восток.

В Гагре, построившись вдоль центральной улицы в две торжественных шеренги, нас встречали эвкалипты-великаны, снующие повсюду таксисты и маршрутки, городские парки с пальмами, фонтанами и мозаичными скульптурами, праздные и пёстрые курортники. В зелёных садах тонули пансионаты и дома отдыха разных эпох, похожие на киноактрис: там – дряхлая звезда чёрно-белого кино, здесь – постаревший символ времён Застоя, а вот и нарядная старлетка современной гостиницы.

Объехав несколько отелей, мы выяснили, что даже в конце сезона свободных мест может и не быть. Под коротким грибным дождиком прокатились на окраину в мрачный советский пансионат «Кавказ», готичное здание с выцветшими коврами и расшатанным паркетом, и заселились в дорогую и красивую «Абаату», построенную на месте древней крепости.

***

Потекло безмятежное отпускное время, когда так легко теряешь счёт числам и дням недели. Безветренное ласковое море, мозаичные автобусные остановки, запах жареного мяса, сладкое вино и лёгкое "Сухумское" пиво, – всё закружилось в карнавале отпуска.

Мы купались, валялись на шезлонгах в полутени, бесконечно шли по главному проспекту, протянувшемуся вдоль Гагрской бухты через весь город, заходили в сувенирные лавки. За ужином Маринка вспоминала, как несколько лет назад отдыхала здесь с подружкой, а я смотрел в её синие глаза и думал, какая она красивая, а ещё – что натёр ногу и возвращаться придётся на такси. Солнце быстро упало на горизонт, недолго продержалось наплаву и утонуло в море. Сразу же стемнело.

***

Перебрались в Пицунду, совсем маленький курортный посёлок, где прямой как стрела пляж отделён от улиц кедровой рощей Пицундо-Мюссерского заповедника и уходит в обе стороны к горизонту, а в заросших травой и полынью дворах многоэтажек пасутся коровы.

В поисках обеда мы прошлись вдоль берега и устремились к роскошному двухэтажному ресторану «Амшын», возвышавшемуся над самостройными шашлычными, словно океанский лайнер над рыбацкими лодками. Кондиционируемый воздух, вежливые московские официанты, вкуснейшие блюда, бесплатные для клиентов зонтики и шезлонги – здесь мы завтракали, обедали и ужинали, а похожая на ведьму монументальная усатая хозяйка, вечно в чёрном, подходила к нашему столику поздороваться.

***

Гиря вёз нас в горы на озеро Рица по каньонам и ущельям невероятно живописной долины рек Бзыби и Юпшары. Мы не спешили, наслаждались видами, старались пропитаться красотой этих мест, запастись ей надолго, чтобы хватило на всю зиму.

Нас обгоняли набитые туристами автобусы и «УАЗики» на широченных колёсах, а навстречу конные ковбои гнали стадо коз и коров.

Ревя мотором и иногда переходя на первую, Гиря покорил последние петли крутого серпантина: нам открылось знаменитое озеро. На бирюзовых волнах покачивались белые лодочки и гребные катамараны, между столами открытых кафе бегали официанты, а на берегу стая крупных уток организованно мыла перья. «Банный день у них!» – пошутила Маринка, – «Давай приедем на Рицу зимой? Представляешь, как здесь красиво, когда озеро под снегом!»

***

Мы пили сладкое красное вино на балконе нашего ресторана. Далеко в море бушевал шторм, клубились свинцовые тучи и одна за другой сверкали молнии, а на нашем пляже было безветренно и жарко. Под зонтом для клиентов совершенно бесплатно спала собака.

– Дельфины! – охнула Маринка. Внизу, на пляже, люди вставали со своих полотенец и покрывал, строились вдоль прибоя, вглядывались в воду, пытаясь угадать, где над волнами снова мелькнёт серебристая спина. – Два, три… четыре! Четыре дельфина!

Гроза на горизонте разделилась на два очага: один остался на месте, второй ушёл на восток в сторону Сухума. Молнии били всё реже, грозные тучи теряли свою черноту, серели, размешиваясь и растворяясь в голубизне неба. Через час от шторма ничего не осталось.

***

Хорошо путешествовать с близким человеком, с кем на одной волне. С каждым новым походом мы учимся, как брать с собой меньше вещей, как сразу же уютно устроиться, как легко и без сожалений покинуть насиженное место. Утром, в очередной раз привязав багаж к нашему «Уралу», мы заехали на прощальный завтрак в полюбившийся ресторан и вскоре направились в Сухум, чтобы прожить несколько дней в столице.

Шоссе повело нас на юго-восток, постепенно удаляясь от Главного Кавказского хребта. Проезжали посёлки, где многие дома пустуют и разрушаются, – эхо войны, – пересекали широкие реки по мостам, миновали полицейские посты и засады коров, гуляющих или спящих на проезжей части в самых неожиданных местах.

Неприметный указатель позвал нас в село Дранда, где опутанная колючкой тюрьма соседствует с монастырём. Полторы тысячи лет назад византийские зодчие построили здесь широкоплечий и коренастый Успенский собор, а сейчас реставраторы в рясах, серых от цементной пыли, стреляют у туристов сигареты, и возле источника пасётся корова.

Ещё небольшой рывок – и мы поднялись на холм Новоафонского монастыря, прошлись, влившись в поток паломников и туристов, по внутреннему двору, рассмотрели росписи в главном соборе. Со смотровой видно было всё побережье, залитое солнцем и истыканное кипарисами, словно где-нибудь в Монако.

Сухум встречал нас столичным размахом: широкие проспекты, виллы на холмах, памятники. У фонтанов драмтеатра гуляли две свадьбы, а в сквере напротив президентского дворца мужчины играли в шахматы и художники предлагали свои картины. Весь остаток дня мы с Маринкой гуляли в сопровождении двух бездомных собак по бесконечной набережной, среди туристов и сувенирных лавочек, периодических заходя в магазин себе за пивом и очередной пачкой сосисок для животных.

Спускались сумерки. Причалы, уходящие в море на своих ржавых опорах, зажгли огни кафе и ощетинились удочками рыбаков, а восходящая на востоке луна отражалась в темнеющем море. Мы возвращались через ночной город по асфальту тротуаров, вздыбленному корнями огромных платанов и эвкалиптов, и невольно заглядывали в окна многоэтажек: в каждом светился свой тёплый таинственный мир. Собачий эскорт благодарно провожал нас до самого отеля.

***

Взяв с собой только плавки и полотенца, мы отправились ещё дальше на восток, в ту часть Абхазии, что больше всего пострадала от войны и ещё не освоена туристами. Солнце припекало шлем, а тёплый ветер трепал футболку и щекотал волосы на руках. Среди зелёных просторов, перелесков и пустырей всё реже попадались деревни, справа вдоль моря тянулась полоса железнодорожной насыпи с красно-коричневыми мостами, а слева вдалеке сверкали снежные вершины. На обочинах паслись коровы и мелкие, жилистые лошадки, одинокий серый хряк галопом перебежал перед нами дорогу.

В Очамчире, крайнем посёлке на побережье в сторону грузинской границы, мы сразу же свернули на пляж, захватив плацдарм на берегу в своё единоличное распоряжение. В ста метрах справа на покрывале загорали две девушки, слева вдалеке трое мужчин с удочками стояли на волнорезе и паслась одинокая корова. Больше на пляже не было никого, и мы наслаждались этим одиночеством, прозрачным ласковым морем и ветерком, который быстро высушил наши купальники.

Выбросив веер песка из-под обоих ведущих колёс, Гиря вывез нас с пляжа и покатился по Очамчире, под мачтой с красно-бело-зелёным флагом, вдоль щеголявшего новеньким ракушечником здания администрации, мимо маленького жёлто-белого вокзала, без окон, похожего на мёртвого цыпленка. Школьники в белых рубашечках, возвращаясь по разбитым улицам с занятий, провожали нас удивлёнными взглядами, а мы рассматривали цветущие сады и частные дома такой необычной, характерной архитектуры: четырёхскатные крыши, парадные лестницы на второй этаж, галереи и портики, резные барельефы, колонны. Половина – заброшены и разрушены, без окон, с деревьями в проваленных крышах. После войны население Абхазии сократилось почти втрое: этот райский угол однажды стал адом и сейчас дремлет в запустении, в ожидании возрождения.

На обратном пути мы съехали на грунтовку и направились к загадочному объекту, испускавшему пар и брызги посреди заболоченной поляны. Рядом остановился мотоциклист в шортах и шлёпанцах на босу ногу: мы познакомились с Гурамом из Калининграда, год назад перебравшимся с семьёй в Абхазию, к своим историческим корням. Новый знакомый принял приглашение пересесть на колясыч, мы пересекли огромную лужу и втроём весело потряслись по тропинке. Объект оказался настоящим гейзером, выбрасывающим на несколько метров струю кипящей минеральной воды и клубы пара; несколько человек в купальных костюмах принимали целебные ванны под тёплыми брызгами, успевшими остыть по мере падения с высоты. Водитель белой «Нивы», местный житель, расспросил нас про «Урал» и, узнав фамилию Гурама, радостно рассказал, где живут однофамильцы, скорее всего – родственники. Через несколько километров на шоссе Гурам помахал нам на прощание и остановился у развала с арбузами.

***

Хорошо путешествовать на колясыче: привязав поверх багажа купленную накануне картину маслом, – пейзаж Сухумской бухты, – утром мы покинули столицу. В Гагре остановились в знаменитом ресторане «Гагрипш». По заказу принца Ольденбургского в 1902 году деревянное здание без металлического крепежа, но с огромными часами привезли в разобранном виде из Скандинавии, и в каждый свой приезд Марина безуспешно пыталась сюда попасть: вот и неделю назад, когда мы жили в Гагре, ресторан закрывался на три дня на свадьбу. Сегодня нам повезло наконец отобедать в исторических интерьерах: мечты должны сбываться!

Сытые и довольные, мы продолжили путь в сторону российской границы. Нас ждал долгий путь домой: любопытные пограничники, бетонный пляж Лазаревского, ведёрко белых грибов в Адыгее, скучная трасса «Дон» и ледяной ночной подмосковный туман. Осень выдалась долгой и тёплой, мы часто с улыбкой вспоминали этот импровизированный отпуск в прекрасной Абхазии, за который благодарны нашему замечательному камуфляжному «Уралу» по имени Гиря.

Москва, осень 2018 г.

текст: Виталий Bordo
фото: Марина Tellin и автора

Bordo
Barovit's picture

Привет!
Отличный рассказ, лёгкий для прочтения слог, красивые снимки, счастливые лица...
Классно отдохнули!
Как Сухумское? Тоже довелось этим летом его продегустировать.

Bordo's picture

Привет! Сухумское пиво отличное, лёгкое, освежающее, с приятной горчинкой. Спасибо за высокую оценку! :)

ssh's picture

Привет, Виталий!
Отличная поездка, рад за вас!

Спасибо, дорогой!

HardCore's picture

Эх) многие фотографии вызывают бурю тёплых воспоминаний) Мне ещё в 2016 году показалось что увидел тебя в Абхазии) Пророческий мираж видимо был))))) Спасибо за частичку своего доброго путешествия)
__________________________________________________________________________
Всё должно быть по Хардкору!!!

Bordo's picture

Я был в Абхазии в 2015 г., всего один день. И вот теперь. А Марина раз 5 или 6ольше. Очень нам там понравилось

SHTRLZ_admin's picture

как всегда - рассказ на высоте. отличная поездочка. !

Спасибо, Федь!

Shlans's picture

Добро.

Мерси

Night Rider's picture

Как всегда, отличный рассказ!

Благодарю

soroka's picture

В Абхазии классно! Сухумское тоже понравилось, только предпочитал разливное. Ездили туда отдыхать, останавливались в частном секторе в Алахадзе. Прокатились по многим местам. Прям ещё раз захотелось...фотка для oppozit.ru- в тоннеле к озеру Рица, на всех фарах.
фотка для oppozit.ru-вторая смотровая над Гагрой. Внизу облака..

Bordo's picture

Да, очень красивая и интересная, душевная страна. Обязательно вернусь!

Olega's picture

Приветствую. Неплохо таки скатали. Порадовали живые фотографии. Видать так суждено было, - в Абхазию вместо Грузии.

Bordo's picture

Жалко, что обычные люди становятся заложниками политики. Грузия лишилась двух благодарных туристов, мы потеряли три дня отпуска на дорогу, но ни о чем не жалеем. Спасибо, что нашел время почитать и отзыв оставить

Retroman's picture

Прочел, и одолела ностальгия. Бывал в этих местах еще в 80-х годах. Красота. Очень хочется снова побывать там. Отличный рассказ, который позволил окунуться в эту красоту.

Bordo's picture

Места, куда хочется возвращаться... Спасибо!

алексеич's picture

Pahh's picture

"Когда умирает абхазский гаишник его душа вселяется в абхазскую корову и по привычке выходит на дорогу".

Bordo's picture

Бгы :) Причем то же самое происходит с гаишниками в Грузии, на Алтае и многих друих странах, не говоря уже про Индию

Big-Ben's picture

Эх... солнечно, отпускно и с шумом прибоя в правом ухе и с шумом дороги в левом.
Как вам так удается?

Помни про закон бутерброда!
BLOOD BROTHERS WILL KEEP IT TO THE END!
ТУМАН

Bordo's picture

Ну а как ещё в отпуск ездить? На обратном пути прибой шумел уже в левом ухе :)

BESToloch's picture

Отличный рассказ начиная прямо с эпиграфа! Огромное спасибо за труд и позитив!

Bordo's picture

Если б Лао-Цзы такое не сказал, это следовало бы придумать! И тебе спасибо за внимание и отзыв

Alexander231's picture

Виталий, привет!
Отличная импровизация! Всегда с нетерпением жду твоих отчётов: читать легко, интересно и познавательно!

Bordo's picture

Спасибо, Саша! Надо бы как-нибудь вместе куда закатнуться!

Alexander231's picture

Полностью поддерживаю идею. Было бы здорово!

Тайсон's picture

Классный рассказ как всегда.Надеюсь Марина булавки потом втыкать не будет

Я тоже надеюсь. Спасибо

Тайсон's picture

Классный рассказ как всегда.Надеюсь Марина булавки потом втыкать не будет

Bordo's picture

Рад, что понравилось! На данный момент мы с Мариной чота разбежались, увы. Хотя пока не совсем далеко

masterz's picture

В Абхазии, налазавшись по горам, решили заночевать на пляже в Пицунде. И нас обворовали по чистую,. Все до копейки деньги, карты, мобильники, и , самое обидное, ключи от машины, которая слава богам осталась на границе. Так что будьте повнимательней в стране души. Люди там конечно очень добрые и открытые, но и криминала много.

Bordo's picture

Очень жаль! Да, в семье не без урода, везде бывают плохие люди