КПП Днепр с ускоренными шестернями. Краткий отчет и мои впечатления | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

КПП Днепр с ускоренными шестернями. Краткий отчет и мои впечатления

оппозитчик василий васильев
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Россия, г. Красноярск

Приветствую всех!
Итак, под впечатлением усиленного обсуждения сопутствующих тем на ОППОЗИТе, возникло желание собрать и испытать КПП с нестандартными передаточными числами шестерён конкретно на моём колясыче. Исходные данные были таковы: приводной колясыч (не блокируемый), двигатель стандартный нижнеклап. Условия эксплуатации: 80% асфальт, город, один человек, малая загрузка; 20% остальные варианты.
КПП получилась такая: I передача 4,11(9х37 зубов, пониженная); II передача 2,28(14х32, стандартная);
III передача 1,61(18х29, ускоренная); IV передача 1,14(22х25, ускоренная). Первоначально была попытка использовать третью передачу от Гудвина: 1,56(18х28 ускоренная), но она не пошла по определённым причинам, которые изложены в профильной теме
https://oppozit.ru/post_104038.html, и Гудвин сошел с дистанции. КПП в обкатке, но впечатления такие:
1. Первая передача не обсуждается, она используется серийно.
2. Третья и четвертая передачи шумные, воют. Третья больше. Надеюсь, приработаются.
3. Разрывы между передачами немного увеличились, но не критично. Сильно перекручивать двигатель не нужно. К тому же, достаточно пологая характеристика именно нижнеклапа, позволяет переключать передачи немного "внатяг".
4. Использование третьей передачи 1,61 в моем случае, думаю, самый оптимальный вариант. Если бы в эксперименте ипользовалась третья 1,56 (от Гудвина), то разрыв был бы больше, а вот динамического фактора уже было бы мало. А так на третьей ещё остаётся положительная динамика у двигателя.
Кстати, статья про динамический фактор и выбор передач очень полезная для тех, кто не в теме. https://oppozit.ru/article106453.html
5. А вот с четвертой передачей не всё так гладко. В условиях, где у меня со стандартной 1,3 сохранялась положительная динамика, теперь, с 1,14, динамического фактора сильно не хватает. Приходится переходить на третью передачу. Хотелось бы в этом случае попробовать четвертую 1,19(21х25 зубов), но её не было в наличии, и, как оказалось, непросто найти.

Вот такой короткий отчет. Предлагаю продолжить тему и поделиться своими отчетами.

василий васильев's picture

Кстати, у меня есть ещё один комплект IV передачи 1,14, может с кем махнёмся на 1,19?

kandid's picture

Закажи у Mad Doctora, он может сделать любую шестеренку. Хоть на днепро, хоть на урало КПП. Я от него недавно получил комплект ускоренок на 3-ю 1,56(18/28 зубов) и 4-ю передачи 1,19(21/25 зубов). Но дорого. Зуб шлифованный после термообработки, упрочнение азотированием. Без шлифовки по эвольвенте зуба - выйдет гораздо дешевле, но лучше со шлифовкой. Коэффициенты угловой коррекции зуба правильные, сделаны на минимальную шумность.

Mad Doctor's picture

Поправлю: сталь 12ХН3А или ДИ3А, нитроцементация, HRC60-63.

zubnik's picture

Всё просто

zubnik's picture

У тебя в сумме зубьев число 46 не выходит. Золотое правило. Поэтому они и воют и будут выть. Сто раз обсуждалось это.

василий васильев's picture

Я про 46 начитался в указанной выше теме. "Выть или не выть, вот в чем вопрос" - меня не интересует. Суть - динамический фактор. Во так, как-то.

valera_spb's picture

Почему именно 46?

kandid's picture

Смотрим ГОСТ или справочник конструктора Анурьева. При числе зубов меньше 17 нужна угловая коррекция зуба, иначе или будет заедание зацепления или(если правильно сделать эвольвенту на зуборезном) - подрез ножки зуба(обломятся зубья, не прочные).

Достаточно посмотреть чертежи м-72 которые есть и на этом сайте. Межосевое у урала и днепра сделано чуть больше в плюс - чтобы можно было сделать коррекцию зуба для 1 передачи(шестерня 10 зубов) и 2 передачи(шестерне). Наверно все-таки КПП проектировали немцы в 1939-1940 годах, а на м-72 как известно тупо скопировали у немцев. Итого при немного увеличенном межосевом расстоянии суммарный коэффициент коррекции равен 0,41. Разбивка коэффициента коррекции получается так - на шестерне коэффициент коррекции положительный и равен +0,41 а на колесе 36 зубов коэффициент коррекции равен 0. Таким образом нет подрезания ножки зуба на шестерне 10 зубов. Аналогично для второй передачи, на шестерне коэффициент коррекции положительный и равен +0,41 а на колесе равен нулю. В итоге нет подрезания ножки зуба для шестерен 1 и 2 передачи первичного вала.

Смотрим справочник еврея Болотовского, "Справочник по коррегированию зубчатых колес" 1958 год. Там есть блокирующие контуры. Так сказать, наглядно, для иженеров. На Западе ими не пользуются, там рассчитывают по другому.

Ниже написано про угловую коррекцию зуба. хотя есть и высотная коррекция зуба, но она почти не применяется.
Разбивка коэффициентов коррекции зуба может быть "вся коррекция на шестерне" или вся коррекция на колесе. Коррекция может быть отрицательной(зуб "проваливается" к центру шестерни) или положительной(зуб выступает вверх). Или часть коррекции на шестерне, а часть на колесе.
У Болотовского есть выбор как разбить коэффициенты коррекции, например разбить на максимальную прочность зуба или разбить так, чтобы было минимальная шумность при работе(обеспечивается равенством удельных скоростей скольжения на шестерне и на колесе).

При данном межосевом расстоянии между первичным и вторичным валом урало-днепров получается следующее. Коэффиценты корекции для шестерен 1 и 2 передачи равны 0,41 и вся коррекция только на них, а на колесах 1 и 2 передачи коэффициенты коррекции равны 0. Так сделано чтобы не было подрезания ножки зуба у шестерен 1 и 2 передачи, потому что число зубьев на них меньше 17.

Для шестерен и колес 3 и 4 передачи разбивка коэффициентов коррекции сделана на минимальную шумность - на равенство удельных скоростей скольжения зуба шестерни и зуба колеса.
Например в справочнике Болотовского есть блокирующий контур для передачи 18/28 зубов. Там есть линия почти прямая и почти из начала координат. Линия равенства удельных скоростей скольжения. Проводим перпендикуляр с оси ординат и перпендикуляр с оси абцисс. Суммарный коэффиицент коррекции 0,41 Разбиваем его, получаем на шестерне 18 зубов коэффициент коррекции будет примерно(погрешность графических построений) 0,3 а на колесе коррекция 0,11.

Итак, почему именно 46 зубов, а не 47 зубов?
При данном межосевом расстоянии есть 2 варианта.
1 вариант - сделать 46 зубов в сумме и положительные коэффициенты коррекции на шестерне и колесе, причем разбить суммарный коэффициент коррекции так, чтобы обеспечить равенство удельных скольжений и минимальную шумность передачи. А так же и долговечность и износостойкость на истирание. Да, трется масло между зубьями, но постепенно, через много-много оборотов истираются и зубья.

2 вариант - сделать 47 зубов и отрицательные коэффициенты коррекции на шестерне и колесе. При этом не будет равенства удельных скоростей скольжения, передача будет шуметь.

Только при 1 или 2 варианте можно вписаться в межосевое расстояние и передачи не будут заедать.

Из этого следует что 1 и 2 передача в КПП всегда будут шуметь из-за своей геометрии. Но на 1 и 2 передаче долго никто не ездит, оппозиту нужна скорость для охлаждения.
А 3 и 4 передача с числом зубов в сумме 46 очень малошумящие, при правильной разбивке коэффициентов коррекции - на равенство удельных скоростей скольжения. Ну если кому нужно другое передаточное число - пускай делает 47 зубов в сумме, но будет шуметь и повысится истирание зубов.

И еще, если кто скажет что у него шумят 3 и 4 передача с заводскими шестернями - покрутите эти шестерни в биениметре или закрепите вал в тисках и покрутите на валу. Часто шестерни кривые, имеют радиальное биение видное на глаз, и даже осевое биение. Мало того, кривые и валы, криво прошлифованы на круглошлифовальном после термообработки. Это - низкая культура производства совнархозов. Только вот на современных уралах с валами и шестернями Герцог шестерни ровные, биение в пределах допуска и тихо крутятся.

Ух, сколько много и подробно написал!!!!!!

valera_spb's picture

Большое спасибо за ответ. Получил много информации для размышлений.

Major Boss's picture

мне что то не попадались ускоренные самоделки, чтоб не выли. Хоть 46, хоть не 46.
Четвертую 1,19 мне делал Шланс однажны, не знаю будет ли делать еще раз, спроси. Моя долго не прожила, но она в этом не виновата.
По передаточным, мне например очень понравилось сочетание первая 4.11, вторая 2.28, третья 1.56, четвертая 1.14, и мост семерка, 7х38. Но тут у каждого всое мнение, и мотор у меня верхнеклапанный.

valera_spb's picture

Для внедорожного использования?

kandid's picture

Неправильная геометрия зуба эвольвентного зацепления, вот потому и воют эти самоделки. Да и наверняка шероховатость поверхности зубьев так себе.....

василий васильев's picture

Коробку обкатал, ничего не сломалось, выть стала чуть меньше. Потекли сальники, но ставились любые - на обкатку. Но, как отмечал выше, на ускоренных передачах динамика для моего движка уже не та. Так что, коробка мне не подходит. Буду продавать.

Mr_Vlad's picture

Нижнеклап по трассе с коляской тянет и 9ку в редукторе при сток. передаточных

kandid's picture

На нижнеклапах какая мощность? 22 лысы, потом 26 лыс, потом 28 лыс. А на верхнеклапах 32, потом 36 лыс, потом 45 лыс и более. Причем передаточные отношения не менялись массово до 2006 года(за исключением "соло" на ИМЗ и эскортных, тоже "соло" на КМЗ), когда на вехнеклапах стали ставить герцоги 1,56 и 1,19 для 3 и 4 передачи. Да, на нижнеклапах сильный крутящий момент на низах и на средних оборотах, но по мощности они проигрывают. Ну, 9-ка в редукторе, а где динамический фактор? Захочешь кого-нибудь обогнать или подъем попадется - и все!

Мое мнение - если ездить по грунтовкам - оптимально на трехколесных верхнеклапах 650сс и нижнеклапах 750сс стандартные передаточные числа во всей трансмиссии, там все равно не разгонишься по кочкам. Если ездить на трехколесных верхнеклапах 650сс и 750сс по грунтовкам и по трассе - оптимально для 3 передачи 1,55 и для 4 передачи 1,19.

Если ездить на трехколесных верхнеклапах более мощных, например 825сс или мотор от BMW - нужны более ускоренные передачи чем 1,55 или 1,19, да и пожалуй и 2 передачу тоже нужно ускорить.

Знакомый немец-пенсионер гоняет на трехколесном урале с мотором BMW 1000сс и прямой 4 передачей, ускоренной 2 передачей и ускоренной 3 передачей. 130 км в час крейсерская по трассе и расход ведро бензина на 100 км пробега. Но блин кпп и редуктор не выдерживает, поэтому он говорит что перейдет на мотор BMW 800сс. Бэховские моторы несколько более оборотные, нормально крутятся до 7000rpm поэтому мощность у них выше при объеме 800сс.

valera_spb's picture

kandid:
На нижнеклапах какая мощность? 22 лысы, потом 26 лыс, потом 28 лыс. А на верхнеклапах 32, потом 36 лыс, потом 45 лыс и более. Причем передаточные отношения не менялись массово до 2006 года

Отмечу, что характеристики двигателей м-61, 62, 63 были такими, что хорошо сочетались с передаточными старых коробок. То есть в замене КПП не было необходимости.

Нижнеклапы уступают по моменту верхнеклапанным двигателям.

Mr_Vlad's picture

На БМВ Р-71 с коляской стояла именно 9я пара, на одиночке 10я. То же относится к эмкам и к-750. На одиночке М-75 отлично работает 11я- 3,2

василий васильев's picture

Подниму тему. Коробку снял после обкатки 500 км, накатал ещё осенью. Не вскрывал. Как отмечал выше, к концу обкатки шум несколько уменьшился. На обкатке использовал масло ТАД-17. При сливе на магните пробки была хорошая борода, что и ожидалось.
Повторюсь, что коробка мне не подходит по динамическим показателям, буду продавать.
С осени была шестерёнка от одного товарища, я ему ответил в личку. Жду ответ.

Активные обсуждения форума

User login