В Крым на майские. Часть 5 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

В Крым на майские. Часть 5

Продолжение рассказа про поездку в Крым на майские праздники (2012 год)

8 мая
Сегодня у нас большие планы: доехать до столицы крымских ханов – Бахчисарая, и до их древнего города Чуфут-Кале. Василий настаивает на мысли, что ехать нужно по серпантинам через Ай-Петри.
Я (и, кажется, Бордо) настаиваю на мысли, что проще заложить крюк по шоссе, но зато доехать быстрее, по хорошему асфальту и вместо того, чтобы проходить сложные повороты – любоваться пролетающими мимо видами. Штирлицу всё-равно – он может за нами ехать на второй передачи и ему скууучно.
Компромисса не нашли: ВасяПЗ с Машей (ПЗ) уехали через горы, мы – по трассе. У меня самый медленный мотоцикл, я еду впереди. Стараюсь держать сто и обгонять всякие грузовики. Получается не очень: на высокой скорости динамика – просто нулевая (и расход под десять литров). Надо будет что-то сделать…
Проехали мимо щебёночно-дробильного комбината, где Ночные Волки проводят своё Байк-Шоу. Без гигантских транспарантов и украшенной сцены, и не догадаешься. Свернули перед Севастополем. Где-то на этом участке с противоположной стороны дороги стояло Нечто: колясыч, оппозитный мотор, рёбер охлаждения нет – значит с жидкостным охлаждением. А мы же знаем, что ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ! Очень жаль, что не было возможности развернуться где-то рядом и пообщаться с владельцем этого чуда.
Долго ли – коротко ли, въехали в Бахчисарай. У музейного комплекса нас зазвали на парковку (где-то внизу, за сараем, после лающих собак, у общественного туалета). Переоделись "в цивильное". Нас сразу зазвали пообедать. Учитывая, что следующий приём пищи будет неско о оро, согласились. Нас взяли за ручку и отвели в ресторанчик (кажется, "Бахчисарайский фонтан"). Подтверждаю, фонтан там действительно есть. И более того – кормят по-настоящему очень вкусно и не очень дорого. К трапезе подоспели Вася с Машей.
Наконец, двинулись в дворцовый комплекс. Два года назад я слушал ту же самую тётеньку – экскурсовода. В мечети мы обратили внимание на витраж в форме "Звезды Давида", видимо 600-700 лет назад Ислам ещё не слишком сильно отличался от Иудаизма… Я обратил внимание ребят на расписное седло. Бордо клятвенно обещал в этой жизни построить чоппер, на котором тоже будет расписное седло :)
После музея мы двинулись в горы. Идти около трёх километров, но машину решили не ловить. Так необычно: вот здесь музей – дворцовый комплекс, а в двадцати метрах уже деревня-деревней: садики, огородики, вот там – альпинисты, вот там в футбол играют, а вот столб поваленный. Дотопали до автобусной станции, дальше дороги нет (для автомобилей). Подзаправились кваском и пошли выше. Не дальше, а именно выше – дорога резко поднимается в гору.
На полпути находится древний православный монастырь. Его основатели – греческие монахи. Тысячу лет назад они жили тут в пещерках (которых множество). Потом потихоньку отстроили тут целый храмовый комплекс. А потом пришли большевики и взорвали этот рассадник "опиума для народа". Всё, что мы сейчас видим – это "новодел". Зато - построенный на историческом месте и действующий. Монастырь активно разрастается, прирастает новыми церквами. Говорят, скоро он получит статус Лавры и будет получать какие-то привелегии в этой связи.
Но наша крутая дорожка вьётся всё выше и выше. Мимо старого татарского кладбища, и на самый верх.
Сразу в крепость мы не пошли - мы пошли вниз. Археологи искали здесь тайный ход в крепость, а вместо этого нашли тайный колодец, который использовали во время осад (зато с кладом на самом дне). Во время татарского нашествия его отравили и засыпали. А сейчас он откопан. Мы прошли по длинной пологой лестнице и спустились на дно колодца (уже по винтовой). Необычно ступать по камням, которые обрабатывали тысячу лет назад…
На выходе нас подкарауливала гид (или правильно – "гидша"?). За умеренную плату она провела нам экскурсию по древнему Чуфут Кале. Сейчас это развалины одного древнего города, построенного на руинах другого – ещё более древнего. Здесь обитали Аланы, Готы, Греки, Армяне, Караимы и, наконец, Татары. Последние неоднократно пытались захватить город, и спустя несколько веков им это удалось. Город был разрушен. А потом развалилась Золотая орда и крымские татары решили, что им тут придётся поселится в этом же городе. Пришлось отстраивать заново. А спустя какое-то время – вообще решили перебраться вниз, в долину. И так был основан "Дворец в садах" – Бахчисарай.
Красивое древнее место.
Обратно добирались уже затемно. К счастью, Вася не рискнул соваться на серпантины ночью и все тихонько тащились по шоссе. Несмотря на мою прыть – на дорогу наползали облака, и скорость приходилось существенно снижать. Дома мы были уже что-то заполночь.
Весь вечер обсуждали, что делать завтра – толи ехать на парад в Севастополь, толи испугаться толпы и пробок и спокойно кататься по близлежащим достопримечательностям и лежать на пляже. Бесстрашный Василий выбрал Севастополь. Все остальные выбрали неторопливую прогулку по "нижнему" приморскому шоссе и пляж.
9 мая
Наступил праздник. Вася с Машей не свет – ни заря усвистали в Севастополь. Остальные поднялись чуть позже. Вместе с Бордо отправились поменять мне заднее колесо – за четыре тысячи километров покрышка облысела. На обратную дорогу могло уже не хватить…
Надо сказать, что из-за огромных глушителей на ГирАпе не только неудобно по бездорожью ездить, но и заднее колесо менять тоже неудобно. Подложили под центральную подставку какую-то дощечку, сняли колесо. Тут на к нам подходят девчонки и Штирлиц: "- Надо было подложить кирпичик под колесо, а то щас упадёт". И только он так сказал… ГирАп немедленно приземлился на глушители. Ладно, переживём. Переставили наконец колёса, собрались – поехали!
Сначала двинулись в Ливадийский дворец – летнюю резиденцию русских царей. И тут нас постигла неудача: сегодня среда, а по средам дворец закрыт. Мы правда обратили внимание, что иностранных туристов водят на экскурсии, а мы же вроде тоже – заграничные туристы?.. В результате пошли с Машей в музей восковых фигур. Выставка в самом дворце и состоит всего из двух экспонатов: "Встреча в Ялте": Черчилль, Рузвельт и Сталин; и "Семейное фото царской фамилии": Николай II с супругой и детьми (в сторонке сидит на стуле Распутин). Садишься рядом на банкеточку и слушаешь длинную аудио-экскурсию по жизни и быту "экспонатов". После фразы из динамиков "А сейчас послушайте романс…" Мы не выдержали и убежали.
Ребята гуляли вокруг и кушали вкуснейшее ялтинское мороженное. Поехали дальше!
А дальше у нас Ласточкино Гнездо.
Ещё пару лет назад здесь был ресторан (там было меньше десяти столиков и толпы туристов). Сейчас здесь организовали небольшой краеведческий музей. На крымском полуострове были древние римляне, здесь была греческая колония, тут жили Скифы, Готы, Аланы, Татары и ещё много кто. Пускают на балкончик на втором этаже. Если боитесь высоты – не выходите туда – смотришь вниз, а там даже скал не видно! Метров сто вниз и море!
Нам рассказали историю этого дворца: в начале двадцатого века промышленник с немецкими корнями построил себе "дачку", оформил её в стиле рыцарского замка (до сих пор сохранились камин и деревянный потолок на входе). Потом домик купил московский купец. Потом революция. А в 29-м году в Крыму было сильнейшее землетрясение, часть скалы, а вместе с ней и половина дворца, ушла в море. В семидесятых годах откопали древние проекты и построили точную копию этого архитектурного шедевра – визитной карточки Крыма.
Это был финальный аккорд нашей "культурной программы". Мы вернулись в Ялту и предались "некультурной программе". Вечером приехала белая Ретра. Её наездники рассказали, что облазили половину Севастополя, и чуть не поучаствовали в параде победы, но не было военной формы.
Утром мы планируем выехать с Украины. А Вася с Машей берут в плен какого-то местного оппозитчика и хотят посетить ещё каких-нибудь достопримечательностей. Но мы торопимся домой.

Окончание следует...

Wolkodav
Bordo's picture

Саша, а Гнездо не уходило в море, только скала. Потом скалу забетонировали. Так что это не новодел, а тот самый замок.

SHTRLZ_admin's picture

ну, наверняка чего-нибудь все равно отвалилось :)

slon-m's picture

Так выглядело гнездо в 1905-1915гг.

Wolkodav's picture

Любопытно

Рассказ очень интересный, всегда читаю с удовольствием, но - не точный!
Никакие Большевики пещерный храм в Бахчисарае не взрывали, а он обрушился в результате землятресения 11 сентября 1927 года. О нем есть даже в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"
Я там раньше часто бывал и можете мне поверить.
А в 1929 или в каком другом году землетрясений в Крыму небыло...